VAGANTES - ВАГАНТЫ
Образовательный проект Аси Штейн и Андрея Десницкого
Объём курса:
Начало курса:
Возраст учеников:

О курсе

Мы будем разбираться, какие произведения, как самого Пушкина, так и его современников и предшественников, привели к появлению одного из самых значимых текстов русской литературы. Мы выясним, какие книги читали герои и сам автор, а какие не читали, и как это отразилось на их поведении в романе. Мы поймем, почему «Евгений Онегин» - это вовсе не скучно, а, наоборот, очень смешно. Мы проследим, как мотивы пушкинского романа эволюционируют в последующую эпоху, прежде всего, прежде всего, в «Герое нашего времени». Ну, и, конечно же, будем медленно, вдумчиво и с удовольствием читать и анализировать самого «Евгения Онегина». Разбирая главу за главой, распутывая хитроумные клубки мотивов, выискивая тонкие намеки и очевидные для современника аллюзии, мы придем к пониманию того, каким задумывал Пушкин этот роман и каким увидели его первые читатели и адресаты. Курс рассчитан на подростков от 13 лет. Занятия по пятницам в 18-30 МСК Начало занятий 16 сентября. Стоимость 1 занятия 900 рублей/12 евро. Оплата за 4 занятия вперед. Чтобы оплатить курс, поставьте галочки против дат первых четырех лекций в самом низу страницы – у вас появится кнопка для оплаты. Дети из многодетных и приемных семей и дети-инвалиды могут получить скидки. Беженцы из Украины и дети, находящиеся в зоне боевых действий, занимаются бесплатно вне зависимости от национальности. Если вы хотите оплатить занятия в иностранной валюте или у вас есть любые проблемы с оплатой (не проходит платеж, вы рассчитываете на скидку и т.д.), пишите мне на почту asyashtein7@gmail.com. Тексты, которые мы будем разбирать, входят в школьную программу. но мы будем смотреть на них совершенно с нового ракурса: Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза» Почему курс по «Евгению Онегину» стоит начать именно с Карамзина? Потому что Татьяна Ларина, как и ее мама, без ума от сентиментальных романов, а Карамзин – первый и главный русский писатель-сентименталист. Без него нам никак. Ведь сентиментальные мотивы являются одним из ключей к пониманию пушкинского романа. А.С. Грибоедов. «Горе от ума». А.С. Грибоедов «Горе от ума» Что общего у Чацкого, Онегина и Печорина? Отнюдь не только охота к перемене мест. А кого еще из героев Грибоедова мы встретим в «Евгении Онегине»? Едва ли не всех! И, может быть, это поможет нам, наконец, разгадать секрет замужества Татьяны? В.А. Жуковский. «Светлана» Аллюзии к балладе Жуковского есть в «Метели» и, естественно, в «Сне Татьяны». Не уловив пародийный характер «Светланы», не считаешь и пушкинскую иронию. А.С. Пушкин. «Метель» Секретная переписка, побег, тайное венчание в занесенной снегом сельской церквушке... Мечта любой восторженной барышни, начитавшейся сентиментальных романов. Но в жизни все не так, как в романах. В этом предстоит убедиться не только Маше из «Метели», но и «Татьяне». И в общем-то, это, как выясняется, это к лучшему. А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» Те же герои, что и в «Бедной Лизе»: ветреный столичный юноша и наивная простушка. Да и мотивы почти те же самые. А вот развитие сюжета совершенно иное. И доброму Самсону Вырину, который тоже верит, что жизнь соответствует даже не литературным образцам, а лубочным иллюстрациям к Библии, придется жестоко разочароваться. А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка» Самая веселая из пушкинских повестей: все те же карамзинские мотивы, но собранные в легкую забавную историю. Несмотря на то, что головы юных героев забиты все тем же сентиментально-романтическим вздором, финал самый оптимистичный. А.С. Пушкин. «Дубровский» Почему Маша отказала Дубровскому? А Татьяна – Онегину? Да они же почти одними и теми же словами говорят! А почему отказали – все равно непонятно… Пока не разберешь текст на мотивы и поймешь, как они соединились друг с другом на этот раз. Ф.Шиллер «Разбойники» Владимир Дубровский, судя по всему, тоже любил почитать в свободное от гусарских похождений время. И, хотя Пушкин не говорит об этом напрямую, современнику совершенно очевидно, что читал он «Разбойников» Шиллера, которые в то время занимали в молодежном чтении примерно то же самое место, что и «Гарри Поттер» в чтении современных подростков. Что нам это дает для понимания пушкинских текстов? Разберемся и узнаем. Дж. Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда» Татьяна все поняла про Онегина, посетив его библиотеку: оказывается, он просто подражал байроновскому герою Чайльд Гарольду. Но почему это так разочаровало Татьяну? Чтобы разобраться в этом, придется прочитать поэму Байрона. А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» С легкой руки Белинского «Евгения Онегина» в русской школе принято изучать со звериной серьезностью. А ведь это одно из самых искрометных и ироничных произведений русской литературы. Разбирая главу за главой, распутывая хитроумные клубки мотивов, выискивая тонкие намеки и очевидные для современника аллюзии, мы придем к пониманию того, каким задумывал Пушкин этот роман и каким увидели его первые читатели и адресаты. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Сам Печорин называет себя наследником Евгения Онегина. И изо всех сил старается ему подражать (современные подростки назвали бы это новомодным словечком «косплеить»). И все же, получается у него не очень хорошо: и автору, и его читателям это совершенно очевидно. Попробуем разобраться и мы, что происходит с онегинскими мотивами в «Герое нашего времени» и почему Печорин – не Онегин.
Содержание
  • 1. 16.09.2022
  • 2. 23.09.2022
  • 3. 30.09.2022
  • 4. 07.10.2022