VAGANTES - ВАГАНТЫ
Образовательный проект Аси Штейн и Андрея Десницкого
Объём курса:
Начало курса:
Возраст учеников:

О курсе

Комедия – это когда смешно. Так ведь? Так-то, оно, конечно, так, да не совсем. Ведь в разные эпохи смешным могли казаться совершенно разные вещи. А вот какие именно – понятно далеко не всегда. А что вообще значит слово «комедия»? Откуда она взялась? Всегда ли комедия была такой, какой мы привыкли видеть ее сегодня? Почему античные и средневековые комедианты прятали лицо за маской и почему перестали? Почему в древнегречекой комедии был хор, а в древнеримской – нет? Куда он исчез и что оставил взамен? Что такое ателлана? А комедия плаща и шпаги? Или комедия дель арте? А еще бывает какая-то трагикомедия. Это как?.. Почему в эпоху Короля Солнца комедия должна была стать важнейшим идеологическим оружием и почему, в итоге, не стала? А вот испанские короли, наоборот, комедию терпеть не могли и все время пытались запретить, но так, в итоге, и не запретили. Интересно разобраться, почему? А вот венецианец Карло Гольдони многому научился у венецианских «таксистов», гондольеров. Вот бы узнать, чему… На протяжении года мы будем изучать историю европейской комедии, пытаясь проследить, как она зарождается и трансформируется в античности, в средние века, эпоху Ренессанса и Просвещения. Мы разберемся, какие мотивы остаются к в комедии постоянно, а какие эволюционируют и исчезают, уступая место новым. Как комедия, будучи самым популярным и отчасти даже интерактивным жанром драматургии, отражает цивилизационные. культурные и социальные сдвиги и как сама их инициирует и провоцирует. Курс адресован подросткам от 14 лет Курс годичный Стоимость 1 занятия 800 рублей. Оплата за 4 занятия вперед Занятия по субботам 16-30 МСК Чтобы оплатить первые четыре занятия, прокрутите вниз весь список тем и поставьте галочку у первых четырех дат после слова "Содержание" Если вы хотите оплатить курс иностранной валютой или возникли еще какие-то проблемы (не проходит оплата, у вас есть основания претендовать на скидку и т.д.) пищите мне на почту asyashtein7@gmail.com Мы обязательно найдем выход Наши темы Происхождение комедии Откуда вообще взялась комедия? Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что она начиналась с развеселых сельских процессий в честь бога Диониса. Такая процессия называлась словом komos. Отсюда и комедия. А вот другой античный философ, Прокл, живший на несколько веков позже, полагал, что все дело в оскорбительных песенках, которые распевали жители деревень (по-древнегречески koma), собравшись под окнами нечистых на руку чиновников и сборщиков налогов. Кто же прав? Попробуем разобраться, а заодно поговорим о том, как устроен древнегреческий театр и выясним, что такое парод, эксод, агон и парабаза и для чего они нужны в комедии. Аристофан Аристофан – единственный древнегреческий комедиограф 5 века до нашей эры, чьи комедии сохранились до наших дней. А кто же были остальные и куда они делись? Почему в комедиях Аристофана сначала был хор, а потом пропал? А вместе с ним – загадочные агон и парабаза? Почему в комедиях Аристофана наряду с людьми действуют осы, птицы и даже… гигантский навозный жук? Менандр Изучая творчество единственного сохранившегося до наших дней комедиографа александрийской эпохи, мы узнаем, почему иногда подглядывать через соседский забор гораздо интереснее, чем участвовать в политических дискуссиях на агоре, почему в поздней античной комедии важнейшие роли играют повар и раб-пройдоха, как задобрить и привлечь на свою сторону Пана и кто решает судьбу влюбленных Плавт Древнеримский комедиограф Тит Макций Плавт, скорее всего, был вольноотпущенником, а в молодости, вероятно, был актером в народном площадном театре, который назывался ателлана. И обо всем этом можно догадаться, лишь прочитав его имя. Как? Узнаем. А заодно выясним, что такое ателлана и как она повлияла на римский театр. Кстати, жанр комедий Плавта называется паллиата. Это как-то связано с формой плащей, в которых выступали актеры. Интресно, причем здесь плащ… Теренций Теренций тоже был рабом, но хозяин оценил талант юноши-карфагенина, дал ему хорошее образование и отпустил его на волю (кстати, римляне отпускали рабов не по доброте душевной, а потому, что это было для них весьма выгодно). Комедии Теренция изящны, полны психологизма, строго следуют греческому канону… но почему-то не слишком смешные. Попробуем понять, как это получилось. Средневековая европейская комедия Средневековье принято считать временем мрачным. Но люди в средние века умели и повеселиться, да еще как! Причем не только миряне, но и монахи. Собственно, именно благодаря монахам, единственным грамотным людям Средних веков, мы и знаем, как выглядела комедия тех времен. А там есть на что посмотреть и над чем посмеяться! Лопе де Вега Испанский драматург Лопе де Вега провел масштабную реформу комедии, сделав ее такой, какой мы ее знаем и любим. А вот испанские короли не слишком любили комедию и комедиантов и регулярно пытались закрыть театры. Но у них так ничего не вышло. Почему? Разберемся. Тирсо де Молина Благодаря другому испанскому драматургу, Тирсо де Молина в европейский театральный обиход вошел всем прекрасно известный персонаж, Дон Хуан, который до этого был всего лишь развеселым трикстером, героем площадных кукольных представлений. Почитаем внимательно комедию Тирсо «Севильский озорник», этот парень нам встретится еще не раз! Кальдерон На смену стройному Ренессансу в Европе приходит сумбурное барокко: путаница, суматоха, переодевания, потайные двери, мнимые привидения и, конечно же, любовные интриги, реальные и мнимые. Комедии Кальдерона – лучший образец испанского барокко. Никогда не угадаешь, куда выведет запутанный клубок сюжетных линий. Хотя, конечно, понятно, что дело, как и полагается в комедии, закончится свадьбой! Шекспир Ну уж про комедии Шекспира точно слышали все! А вот разобраться, что нового внес Шекспир в комедию по сравнению с современниками не так-то просто. А ведь без этого невозможно понять, почему многих даровитых и плодовитых современников Шекспира мы полностью забыли, а над похождениями шекспировских героев хохочем до сих пор. Кстати, а «Ромео и Джульетта» - трагедия, правда? А ведь вполне могла получиться и комедия. Как? Попробуем понять Корнель Из Англии перенесемся во Францию, где вступает в свои права классицизм. Это слово все слышали в школе, но мало кто знает, что это была первая успешная попытка поставить искусство на службу политтехнологии. То есть пытались-то многие, а кардиналу Рушилье удалось Да-да! Тому самому, у которого были гвардейцы, злейшие враги Д’Артаньяна и его друзей! Правда, драматурги не так-то просто соглашались принять пресловутые классицистические правила трех единств. Вот Корнель, вроде, соблюдал их, но, если присмотреться повнимательнее, окажется, что все было не совсем так Мольер Ну, Мольер-то, конечно, просто эталон классицизма! Вот только у него без конца были конфликты с Французской академией, наотрез отказывавшейся допускать комедии Мольера в королевские театры. Может, они просто были слишком смешные? И высмеивали не то, что было положено? Бомарше Бомарше прославился не только своими комедиями, но еще и тем, что изобрел анкерный часовой механизм. В то время это было почти то же самое, что изобрести Apple. Так что Бомарше – немного Стив Джобс. И денег у него было не меньше. На эти деньги он закупал оружие для Великой Французской революции. А какое отношение это имеет к его развеселым комедиям про пройдоху Фигаро? Да самое прямое!.. Гольдони Венецианец Карло Гольдони мечтал реформировать традиционную итальянскую комедию Дель Арте и сделать ее достойной лучших образцов передового французского театра. Но актеры, привыкшие к средневековым маскам и импровизации, наотрез отказывались учить роли и играть с открытым лицом. Приходилось их подкупать, уговаривать… В итоге, ему это удалось: Гольдони стал любимцем прихотливой венецианской публики. Правда, ненадолго… Гоцци Другой венецианец, Карло Гоцци, в отличие от своего современника и тезки, Карло Гольдони, стремился воссоздать старинную комедию масок во всей красе. И капризные венецианцы изменили своему любимому Гольдони, предпочтя традиции новомодным французским штучкам. Ну, а мы можем восхищаться обоими венецианцами, каждый из которых был велик по-своему
Содержание
  • 1. 11.09.2021
  • 2. 18.09.2021
  • 3. 25.09.2021
  • 4. 02.10.2021